суббота, 12 мая 2012 г.

Алимова балка и Качи Кальон


Алимова балка находится в Крыму в Бахчисарайском районе, напротив пещерного города Качи-кальон. Ущелье считается одним из загадочных и красивых уголков полуострова Крым. С этим местом связано несколько интересных и древних легенд. Так одна из древних легенд говорит о том, что именно в этом таинственном уголке Крыма есть чудный камень с надписью на арабском языке. Камень скрыт от людей и найти его может не каждый человек, но зато тот, кто сможет найти этот дивный камень, легенда обещает счастливую долгую жизнь и несметные богатства.
Многие поклонники и практики эзотерики говорят, что Алимова балка в Крыму очень сильное энергетическое место. Есть еще одна любопытная, почти мистическая особенность у этого уголка Крыма, здесь, на казалось бы, совершенно несложной местности, часто теряются туристы.
  В Алимовой балке есть и одноименная пещера, с которой связана легенда о человеке по имени Алим. Был он разбойником, но непростым разбойником, а эдаким Робин Гудом. Грабил он только богатых и помогал беднякам. По преданию дух этого благородного крымского разбойника и сегодня властвует в Алимовой балке, поэтому пройти здесь спокойно и без проблем сможет только человек с чистым и добрым сердцем и помыслами. Вход в пещеру сегодня закрыт и запломбирован, потому что несколько десятилетий назад там часто пропадали люди.
  Удивительное место - скальный навес, а точнее грот – Таш-Аир, что буквально в переводе с тюркского означает «камень отделился». В ущельи и правда находится несколько живописных каменных глыб, некогда отвалившихся от скалистой стены Качинского навеса.
 

В Таш-Аир расположен источник Таш-Аир-Чокрак. Таш-Аир-Чокрак - источник в ущелье Таш-Аир. Оформлен в виде фонтана. Вода идет хорошей струей, холодная и приятная на вкус. Вода в источнике имеет высокое содержание солей кальция.

 
Любопытным местом является Алимов навес, который являлся стоянкой человека эпохи каменного века. В ходе проведенных здесь раскопок было обнаружено множество костей одомашненной свиньи, что позволило ученым предположить, что Алимов навес был одним из центров свиноводства в Крыму в каменном веке (а это VII-VI тысячелетие до нашей эры)Благодаря выветриванию более мягких пород, в скалах образовывались ниши. Такой нишей можно было всегда воспользоваться чтобы укрыться от непогоды; она могла служить также и для жилья: стоило только несколько углубить ее, загородить вход и получалось пещерное жилище. Природа сама как-бы наталкивала человека на мысль о возможности делать жилища в углублениях скал..
 Археологи обнаружили здесь наскальные рисунки выполненные охрой. Возраст этих рисунков около четырех тысяч лет.
 А если отбросить все мистические черты и особенности, то Алимова балка очень красивое ущелье Крыма с впечатляющими отвесными скалами и удивительно прекрасной флорой. Весной здесь буйно и в огромном количестве цветут  пионы и ландыши, придавая неповторимый вид склонам гор.

 

 


 Качинский каньон - один из трех известнейших крымских каньонов, площадь долины – 100 га. Является памятником природы с 1969 года, а с 1974 – государственным заповедным заказником. Глубина Качинского каньона практически одинакова и составляет 140 метров, ширина 150 метров. Гроты, монастыри, "пещерные города", древние городища. Также в каньоне находятся руины ханского монетного двора, правда, от них мало что осталось, а у самого шоссе расположена стоянка первобытного человека - "пещерный город"- Качи-Каньон. В естественных и искусственных пещерах и гротах располагались хозяйственные службы поселения, возникшего в IV - V вв., и православного монастыря.
 
 Напротив первого грота  два огромных валуна.В большем - создана церковь Святой Софии, а во втором, который поменьше, по-видимому, жил настоятель церкви.Церковь св. Софии в скале:

 

 

  ДРЕВНИЙ МОНАСТЫРЬ Громада скалы Качи-Кальона нависает над дорогой, темными глазницами искусственных пещер глядя на изредка пробегающие по ней автомобили. Машин, как и людей, здесь не много. Дорога тупиковая и дальше села Синапное проехать практически невозможно. Это место всегда находилось немного в стороне от шумных путей. И может, именно благодаря этой отдаленности от мирской суеты, много столетий назад здесь поселились монахи.
 Это были пришлые люди, не крымчане. Они приплыли из центра Византийской империи, где в VIII веке проводилась государственная политика борьбы с монастырями. Крымский полуостров был окраиной великой империи и широко открывал свои просторы для всех беглецов. Скрытость от чужих глаз, близость реки и плодородие долины поставили точку в выборе места для нового монастыря. Монахи вырубили в мягкой известняковой скале несколько церквей, соорудили хозяйственные и жилые помещения.
 
 Скорее всего, здесь жили не только духовные люди, рядом было и крестьянское поселение, жители которого обслуживали обитель монахов. Главным культовым объектом монастыря и центром православной жизни окрестных сел был небольшой родничок, сочившийся из скалы.







 


 
 

 

 

 




 

 В нескольких метрах от источника старое дерево черешни. Чудом попала сюда косточка черешни, чудом из него выросло и сумело выжить в таких неподходящих для жизни условиях это дерево. По словам местных жителей, черешня из Качи-Кальена никогда не плодоносит. Даже если на ней появляются зеленые ягоды, то они не созревают. Такое явление люди объясняют тем, что черешня подобна некогда жившим тут монашкам. Как и они, дерево ведет аскетический образ жизни и не может иметь потомства:
 
 Интересна форма черешни: дерево как будто преклонило свой ствол у священного источника и напоминает молящегося человека. Такая оригинальная "коленопреклоненная" форма древесного ствола могла быть создана искусственно много лет назад монахами для оказания большего эффекта на верующих паломников.
   Можно с уверенностью говорить о 150-летнем возрасте черешни, т.к. в краеведческой литературе конца 19 века уже встречается упоминание об этом дереве, но оно ошибочно принимается за "жалкое деревце черемухи, обвешанное пестрыми лоскутками"
  Источник святой Анастасии Узорешительницы.Выход источника отделан в форме небольшого округлого колодца, вырубленного в коренной породе – мшанковом известняке. Раньше колодец был “обложен кругом камнями”, а над источником находилась “крыша на железных столбах”. Рядом находилась “убогая хижина, в которой помещается полусломанная кровать для женщин, разрешающихся от бремени”. Таким его могли видеть путешественники конца 19 века.Позади источника, в скале вырублен рельефный христианский крест и три ниши для икон, в которых стояли иконы Богоматери, св. Анастасии и евангелиста Матвея.
 Об этом источнике упоминает в 1837 году в своем “Крымском сборнике” П. Кеппен. Он пишет, что в самом большом гроте Качи-Кальена существует “достопримечательный источник, обращенный в колодезь и называемый колодезем св. Анастасии или просто Святою водою”. Народная молва донесла предание о храброй девочке Анастасии, которая, спасая свое стадо, погибла в пещерах Качи-Кальена от лап живших здесь страшных чудовищ и змей. Такого ужаса не выдержала скала и похоронила под своими обломками всех чудовищ. А поутру из безжизненной скалы начала сочиться струйка родниковой воды – то плакал Качи-Кальен по загубленной детской душе. С тех пор источник в Качи-Кальене, получивший название “Святая Анастасия”, считается “священным” и до сих пор остается одним из самых почитаемых в Крыму.
 Источник Ай-Анастасии почитали не только местные греки-христиане, в наибольшем количестве собиравшиеся здесь 22 декабря, но и татары. В настоящее время колодец разрушен, вода в нем не пригодна для питья, иконы и “крыша на железных столбах” не сохранились.
 
 



  
 

 


 


 

 

 

 
 
С такой высоты открываются чудесные виды на долину реки Кача и Алимову балку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий